На встрече с Президентом Владимиром Путиным в октябре 2014 г. Министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что в 2014 году ожидаемая продолжительность жизни в РФ составляет 71,6 года и что бюджет здравоохранения сбалансирован. Это неверно, утверждает Г.Э. Улумбекова.
Во-первых, данные по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) предоставляются официально Росстатом только по итогам года. Во-вторых, этот показатель зависит от смертности населения. Как следствие, ОПЖ может расти только в том случае, если смертность падает. На сайте Росстата опубликована информация о количестве смертей от всех причин в период с января по сентябрь 2014 г. (за 9 месяцев), см. табл. 1.
Видно, что за 9 месяцев 2014 г. общий коэффициент смертности (ОКС) по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. остался практически на одном уровне, соответственно: 13,11 и 13,12 случаев на 1 тыс. населения. При этом по итогам 2013 г. величина ОКС равнялась 13,05. Величина ОКС за 8 месяцев и 9 месяцев 2014 г. практически не менялась и равнялась, соответственно – 1 310,1 и 1 310,7 на 100 тыс. населения. Из этого следует, что по итогам 2014 г. величина ОКС останется на уровне 13,1.
В России в предыдущие годы (с 1990 по 2013 гг.) при уменьшении ОКС на 0,1 пункта, ОПЖ в среднем увеличивалась на 0,16 года. Соответственно, по итогам 2014 г. ОПЖ, в лучшем случае, сможет достичь 70,7 года, что несколько меньше, чем в 2013 году, но не 71,6 года, как заявил министр. Это наглядно видно на рис. 1.
При этом сегодня показатель ОПЖ едва приблизился к показателям РСФСР образца 1985 года. Сегодня мы живем на пять лет меньше, чем в «новых» странах Евросоюза: Венгрии, Польше, Словакии, Чехии. И на 11 лет отстаем от Германии, Италии, Испании и других «старых» стран ЕС».
Рис. 1. Зависимость ОПЖ от ОКС в России в период 2006 – 2013 гг. с прогнозом по итогам 2014 г.
То, что в РФ в 2014 г. остановилось снижение смертности и, как следствие, не будет расти ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) произошло впервые за последние 8 лет. Начиная с 2005 г. снижение смертности происходило на фоне поэтапного увеличения финансирования и решения ряда важнейших проблем здравоохранения, в том числе направленных на ликвидацию дефицита кадров, увеличение объемов лекарственного обеспечения населения и оснащение современным диагностическим оборудованием лечебных учреждений. Научно доказано, что увеличение государственного финансирования здравоохранения снижает смертность, соответственно, увеличивает ОПЖ.
Это справедливо только для стран с недостаточными государственными расходами на здравоохранение, и именно, когда они ниже, чем 6% от валового внутреннего продукта (ВВП). Сегодня государственные расходы на здравоохранение в РФ недостаточны - в доле ВВП в 2013 г. они составили 3,7% ВВП. В «новых» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития (ВВП – 23–25 тыс. $ППС на душу населения в год), эти расходы в 1,5 раза выше, чем в РФ, и составляют 5,4% ВВП, что позволяет им уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни на 5 лет выше, чем в РФ (соответственно 76 и 70,8 лет)».
О бюджете здравоохранения на 2015-2017 гг.
К сожалению, Министерству здравоохранения не удалось отстоять дальнейшее увеличение финансирования отрасли. В 2014 –2017 гг. государственные расходы из всех источников (федеральный бюджет, ФОМС, консолидированные субъектов РФ) еще сократятся: с 3,7% в 2013 г. до 3,5% в 2014 г. и до 3,6% в 2015-2017 гг. А если посчитать в постоянных ценах (2013 г. – 100%), то государственные расходы на здравоохранение с 2013 г. по 2017 г. почти не вырастут и составят соответственно 2 478 и 2 626 млрд руб. При этом расходы на повышение оплаты труда медицинских работников, как указано в Пояснительной записке к проекту бюджета Федерального фонда ОМС на 2015-2017 гг., вырастут только на 5,5%, т.е. на уровень, который будет ниже реальной инфляции (по прогнозам экспертов – 9%).
На этом фоне сами прогнозы поступлений в систему ОМС явно завышены Это связано с тем, что этот рост по сравнению с 2014 г. предусмотрен за счет увеличения на 30% взносов на неработающее население (с 478,3 до 617,3 млрд руб.), которые уплачиваются из консолидированных бюджетов субъектов РФ. В то время, когда Минфином темп роста самих консолидированных бюджетов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. предусмотрен только на 6,7%, а их дефицит составит 548 млрд руб. Далее, увеличение доходов ФОМС за счет взносов на работающее население (без учета дополнительных средств в размере 140 млрд руб., в связи с переходом на плоскую шкалу начисления страховых взносов и межбюджетных трансфертов) предусмотрен на 15% (с 733 до 841 млрд руб.). Вместе с тем, начисления страховых взносов на работающее население происходят с фонда оплаты труда, а Минэкономразвития в своем прогнозе на 2015 г. не предусматривает роста доходов населения в реальных ценах. Соответственно, есть существенные риски того, что прогнозируемы доходы ОМС не будут обеспечены на сумму более, чем 100 млрд руб.
А расходы в системе ОМС вырастут. В 2015 г. эти дополнительные расходы (без учета дополнительных расходов на лекарственную терапию онкологических заболеваний) составят не менее 320-370 млрд руб. В том числе:
• на оказание части видов высокотехнологичной медицинской помощи и расходов федеральных медицинских учреждений на амбулаторную медицинскую помощь - более 40 млрд руб.;
• на дополнительные расходы по закупке импортных лекарств и расходных материалов в связи ростом курса доллара на 65% - не менее 125 млрд руб. ;
• на покрытие официально прогнозируемой инфляции в 2015 г. (6,5%) – 100 млрд. руб. , в случае, если инфляция возрастет до 9%, как прогнозируют эксперты, то эта сумма составит 150 млрд. руб.;
• на покрытие накопленного дефицита за 2014 г. - 55,3 млрд руб. (по данным Счетной палаты).
Все эти дополнительные расходы не будут компенсированы за счет запланированного увеличения доходов в системе ОМС в 2015 г. Так, прогнозируемое увеличение доходов в систему ОМС по сравнению с 2014 г. (как за счет субвенций из ФОМС в ТФОМС, так и межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов регионов в ТФОМС) составит не более 12,5% или 168 млрд. руб. Как следствие, прогнозируемый дефицит в системе ОМС составит как минимум 152 млрд. руб. (168 – 320,0 = 152 млрд руб.). А если добавить к этому числу расходы на повышение оплаты труда медицинского персонала в соответствие с Указами Президента (около 100 млрд руб.), которые были предусмотрены «дорожными картами» в 2015 г. и не учтены в данном бюджете, то дефицит средств ОМС в 2015 г. составит – 252 млрд руб. или 17% от расходов ТФОМС в 2015 г. И все это посчитано еще без учета рисков не поступления запланированных доходов ФОМС.
Это означает, что уже летом 2015 г. лечебные учреждения страны столкнутся с дефицитом средств и будут вынуждены сокращать расходы на бесплатную медицинскую помощь. Все это приведет к нарастанию базовых проблем отрасли, без решения которых никакие другие действия не будут эффективны. Среди этих базовых проблем: дефицит врачей первичного звена (40% от расчетного норматива), неудовлетворительное качество медицинской помощи (по ряду показателей в 3 раза хуже, чем в странах ЕС), недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет государственных средств (в 4,5 раза ниже, чем даже в «новых» странах ЕС), неэффективное управление (неверные приоритеты и неэффективное расходование имеющихся бюджетных средств). Например, приоритетами 2014 года были названы строительство перинатальных центров (причем за счет и без того дефицитных средств ОМС) и проведение сплошной диспансеризации, эффективное исполнение которой упирается в дефицит кадров в первичном звене.
Отсюда следует ожидать дальнейшее снижение доступности и качества бесплатной медицинской помощи, гарантированной населению статьей 41 Конституции РФ. В результате, к 2018 г. вместо запланированного в Государственной программе развития здравоохранения снижения в лучшем случае сохранится прежний уровень смертности в стране, в худшем – произойдет ее рост до 13,9 случаев на 1 тыс. населения. Как следствие, в первом случае это приведет к 380 тыс. дополнительных смертей российских граждан, в худшем – к 610 тыс., см. рис. 2.
Рис. 2. Динамика общего коэффициента смертности в РФ, «новых» и «старых» странах ЕС. Прогноз динамики ОКС в РФ к 2018 г. и связанных с этим дополнительных смертей
Гузель Улумбекова