Юлия Мурлыкова
студентка специальности
«Связи с общественностью» ТГТУ
Минуло 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Празднование этого события стало национальным достоянием и гордостью страны, непобедимой нации, подвиг которой навсегда оставлен в истории.
Вместе с тем эту память разделяли страны-союзники и «братские» народы, которые принимали участие в сражениях за освобождение территорий от фашистских захватчиков. Некоторые же нации, то ли из-за особенностей ведения внешней политики по отношению к РФ, то ли из-за неутолимой потребности в собственном превосходстве, проигнорировали факт торжества, но не оставили его внимания после: СМИ нескольких зарубежных изданий до сих пор скандируют о санкционированной акции правительства «Бессмертный полк». Этому не приходится удивляться, если считать ввиду то, что в учебной литературе многих западных стран можно найти информацию о Второй Мировой войне настолько далекую от нашего современного российского восприятия, что невольно начинаешь задумываться о реальном существовании действующей информационной войны.
25 апреля 2015 года стартовал проект Мотоклуба «Ночные Волки» - «На Берлин!». Незадолго до его начала я получили задание от руководителя студенческого PR-агентства Тамбовского государственного технического университета, сотрудником которого являюсь, отправиться вслед за Российскими байкерами и в путевых заметках отобразить их путь и свои впечатления. Акция нашего PR-агентства называлась «Дорога Победы».
Участники клуба «Ночные Волки» задались целью совершить мотопробег, посещая европейские города, и завершить в Берлине свое путешествие, которое посвящено подвигам советских воинов, героям Великой Отечественной войны. Возложить цветы к памятникам и отдать честь солдатам, павшим за свободу миллионов, оказалось не совсем просто. Казалось бы, мирная акция российского клуба мотоциклистов. Однако, ее воплощение так же не нашло понимания у правительства ряда европейских стран, которые, к несчастью, были обозначены на карте маршрута. Собираясь за «Ночными Волками», я уже знала о том, что у ребят возникли проблемы на границе в Польше, и о том, что далее они поедут в «рассыпную». Но, несмотря на это, было принято решение поддержать соотечественников и пройтись по маршруту до Берлина «бок о бок».
Выехали мы рано утром. Дорога выдалась не простая… Особенно первые 1500 км. Хотя мы и передвигались на комфортабельном автомобиле, часто совершали остановки и два лица управляли авто – устали все без исключения. Уже в Смоленской области на трассе можно было выявить наших попутчиков, надо сказать, их было не мало и они периодически встречались на пути нам снова. Границу с Белоруссией пересекли без проблем, затем следовал изнуряющий день езды по ней. Отвлекали только остановки на перекус, хорошая домашняя кухня, добродушные люди на заправках и мысль о том, что кто-то едет на мото. Кстати, мото-байкеры останавливались часто для дозаправки (позже мне объяснили, что все дело в объеме бака для бензина), но они виртуозно компенсировали это скоростью прохождения трассы, поэтому мы то разминались, то опять сходились встречей.
На протяжении всего пути мы с трепетом наблюдали за событиями, которые происходили с участниками проекта. Негодование – вот то чувство, которое возникало в глазах, когда мы открывали очередную сводку новостей из официальных источников российских СМИ. Складывалось такое ощущение, что все препятствия на пути у ребят были предумышленными и спланированными. Никак иначе нельзя было объяснить аннулирование виз властями ФРГ и отказ во въезде на территорию Польши – первой страны шенгенской зоны на их пути, так как о реализации проекта по Европе были официально и заблаговременно уведомлены страны, через которые проходит маршрут мотопробега. Однако «НВ» находили выход из сложившейся ситуации, а мы тем временем двигались дальше…
Посетив город-герой Брест, добрались до границы и к полуночи были уже в Польше. Как ни странно, вопреки всем ожиданиям, проблем с пересечением границы не возникло, а время было затрачено по-минимуму. Заночевали мы в одном из придорожных мотелей, наутро выдвинулись в сторону Варшавы, а затем держали курс на столицу Чешской республики – Прагу. Там мы провели 2 дня.
5 мая «НВ» в сопровождении чешских байкеров прибыли в Прагу. Возложение цветов к могилам красноармейцев, погибших в ходе боев в Центральной Чехии, на Ольшанском кладбище было недолгим и они отправились к памятнику маршалу Коневу, танковые части которого принимали участие в освобождении Праги 9 мая 1945 года. Чешские единомышленники оказали очень радушный и теплый прием, несмотря на все прогнозы, запланированные акции удались благодаря именно их поддержке. Вообще, хотелось бы отметить, что людей, связанных с мотоиндустрией, кардинально отличает сплоченность коллектива и интернациональность, ведь им абсолютно не важно кто ты и откуда, важнее то, что ты делаешь и с какой целью. Как считается, любой истинный мотобайкер обязан оказать помощь любому нуждающемуся в ней, если он имеет такую возможность. Участники пробега показали и доказали всему миру, а прежде всего сами себе, что они не остановятся ни перед какими обстоятельствами, дабы достичь своей цели.
Тремя днями ранее другую группу «НВ» с аплодисментами встретили в небольшом чешском городе – Брно. Несколько десятков местных жителей и представители консульства России прибыли на центральное кладбище, где захоронены советские солдаты, для того, чтобы отдать дань памяти погибшим в битвах за освобождение Чехии. История гласит, что брновская операция удалась ценою самых кровопролитных боев, а длилась она несколько дней. После возложения мотоциклистами венка к мемориалу погибшим воинам горожане начали аплодировать, тем самым показав участникам проекта его значимость для народа европейских стран, пострадавших от армии Гитлера. Группа «Ночных Волков» выдвинулась дальше, в направлении Братиславы, чтобы успеть посетить все запланированные места и возложить цветы к памятникам ВОВ, и встретиться в конечном пункте маршрута со всеми участниками мотопробега 9 мая в Берлине.
В Брно мы проехали позже, после визита в Прагу. По пути в Мюнхен заехали в Остраву, чтобы поддержать нашу команду в матче на Чемпионате мира по хоккею «IIHF». В Мюнхене были следующим днем. Известия о том, что в Польше закрывают памятники воинам-освободителям, застали нас в пути. Помимо этого мы также узнали о воспрепятствовании немецких властей прохождению колонны участников мотопробега через границу Германии. Именно тогда картина стала предельно ясной. Страх – вот то чувство, которое двигало правительством ряда европейских стран при решении противостоять намерению группы российских (и не только) байкеров завершить свою миссию. Причины отказа во въезде были различные и складывалось такое впечатление, что русских принимают только лишь как агрессоров и захватчиков, так как «полицаи» апеллировали угрозой конкретных личностей для немецкого общества. Никто не хотел верить в то, что эта акция была не экстремистской, а символичной. Скорее всего, не верят и по сей день.
До Мюнхена добралась лишь часть от общей группы, но по-прежнему, никто не менял своих намерений. Здесь так же не оставила нас без внимания полиция и, после череды арестов и депортаций, еще более маленькая часть людей отправилась на Берлин.
8 мая в полдень «Ночные Волки» прибыли к музею Карлсхорст, месту неподалеку от Берлина. Этот здание очень важный пункт в маршрутной карте, потому что именно здесь 70 лет назад был подписан акт капитуляции фашистской Германии. Но первыми их встретили не пресса и обычные граждане, а опять же таки полицейские. Это был последний рывок.
Знаменательный день – День Победы выдался крайне насыщенным. Празднование его началось с возложения цветов и венков к памятнику Воину-освободителю, тому самому монументу, представляющему собой солдата, который держит на руках девочку, в Трептов-парке. Желающих присоединиться было много – люди шли с цветами и усыпали ими артефакт. Затем массы двинулись в Тиргартен, парк в центре Берлина, чтобы продолжить чествование воинов у мемориала павшим советским воинам. Цветов по-прежнему было море. На церемонию возложения венков на алее Тиргартен, где стоят русские танки, приехали официальные делегации из разных стран и представители прессы. Обстановка была доброжелательная, трудности были позади. Из-за огромного количества желающих пообщаться с участниками проекта, «Ночным Волкам» пришлось сдвинуть весь график мероприятий. Было приятно осознавать то, что люди испытывали симпатию к ребятам и всем нравилось то, что они делали, даже полиция выражала свое одобрение по отношению к ним. Из Тиргартен мотоциклисты поехали к Бранденбургским воротам, а вечером отправились на бой, символичный для всего русского населения – Федор Чудинов (Россия) против Феликса Штурма (Германия). Русский боксер одержал победу!
Кульминацией дня был концерт, организованный в честь участников мотопробега «На Берлин!». Мы были приятно удивлены таким вниманием со стороны местных жителей и с удовольствием остались, чтобы его посмотреть.
После возвращения, в своих интервью участники мотопробега сошлись во мнениях – «Путь в Берлин был сложным!». «И действительно», - рассуждала я по дороге домой – «Для нас, группы студентов, передвигающихся на автомобиле и не знающих проблем с местными пограничниками, этот «забег» дался не легко, что можно сказать про байкеров?!». Сделать выводы о том, как в 1945 году армия советских солдат одержала победу над силой, одной из самых могущественных в мире, предлагаю каждому самостоятельно. О ценности же таких проектов, как «На Берлин!», говорить необходимо! Европа, поначалу сопротивлявшаяся движению благодарных внуков победителей фашизма, приняла их триумфально!