Тамбов-информ - новости Тамбова и области

Регистрация Войти
Вход на сайт
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нем пятна.
Козьма Прутков
Выбор редакции
» » » Россия проиграла воздушное пространство

Россия проиграла воздушное пространство

22 мая 2011
Комментариев: 0
Версия для печати
Российские МиГ-35 "пролетели" в конкурсе ВВС Индии. На экспорте в целом это может и не сильно сказаться, но армия, скорее всего, не получит серийный современный самолет.

Индия исключила российские МиГ-35 из участия в «контракте века» на сумму в $10 млрд. По условиям победитель конкурса на поставку среднего многоцелевого истребителя (Medium multi-role combat aircraft – MMRCA) должен поставить 18 машин и собрать еще 108 на предприятиях индийской авиагоскорпорации HAL на основе соглашения о передаче технологий. Теперь этот приз достанется французскому истребителю Rafale либо Typhoon производства общеевропейской Eurofighter. А Россия и США, представившие F/A18E/F Super Hornet и F-16IN, и Швеция с Gripen NG могут искать своим многоцелевым боевым самолетам иное применение.

В этой неудаче для России содержится один плюс, если индийцы не переиграют предварительные итоги. Существует вероятность, что уже изготовленные и заложенные машины из отвергнутой партии МиГ-35 попадут в отечественные ВВС. Подобное произошло после алжирского провала в 2007 году, когда Мин­обороны РФ было вынуждено закупить 28 истребителей МиГ-29СМТ, от которых отказались алжирцы. Но есть и серьезный минус – дальнейшее серийное производство МиГ-35 может оказаться под вопросом.

Слишком много России. Алжирская сторона заявила, что вместо новой техники получила машины советской сборки со складов. Покупатель загубил контракт по формальным основаниям, считает гендиректор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко: «Фюзеляжи и часть блоков действительно были изготовлены в 1990-х и относятся к так называемому «луховицкому заделу». Но металл коррозии не подвергся, планеры оснастили начинкой для МиГ-29СМТ. Однако против нас лоббировал начальник алжирского Генштаба и нашел такой предлог». Как бы то ни было, но тогда Россия не выполнила условий поставки, потому в Алжире и получила по заслугам. Но с Индией ситуация иная. МиГ-35 – новая машина. Почему же не прошла Россия?

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что американские самолеты, скорее всего, были отсеяны по политическим причинам, а российские завернули потому, что ВВС Индии уже перенасыщены «мигами» и «сушками». «Страна претендует на роль если не мировой, то региональной державы и не хочет попадать в военно-техническую зависимость от других государств, – говорит Игорь Коротченко. – А с Россией у Индии подписано уже много авиационных контрактов. Более того, в общем стоимостном объеме экспортных поставок всего российского оружия на Индию приходится более 50% от $10,1 млрд за 2010 год».

Именно эти соображения и заставили Минобороны Индии выбрать не самые подходящие под заявленные на конкурсе цели самолеты. Например, отмечают эксперты, Typhoon оснащен радаром с механическим сканированием, радар с активной фазированной антенной решеткой появится только в 2015 году, а это ключевое условие дальнего ракетного боя. Российские МиГи обладают нужным радаром, к тому же их предлагали раза в два дешевле. Тем не менее, индийцы пренебрегли такой важной деталью ради стратегической цели – послать содержательные месседжи некоторым претендентам.

В целом причины отказа России выглядят объективными – проигрыши случаются. Но тогда появляются опасения другого рода. Рынок Индии, которую руководство «Рособоронэкспорта», госпосредника в торговле оружием, привыкло считать чуть ли не своей вотчиной, становится высококонкурентным. А конкуренции Россия как поставщик военной техники и вооружения может не выдержать уже через 10–15 лет. И не только в Индии.

Индия все знает. Индийцев не остановила даже увязка россиянами победы в этом тендере с последующей передачей авиатехнологий пятого поколения. Это может означать, что азиатские партнеры понимают – России не до торга. В совместной разработке перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), экспортный вариант которого может быть ориентировочно предложен рынку лишь в 2018–2020 годах, Россия заинтересована даже больше, чем Индия. «ПАК ФА и делается в первую очередь в расчете на привлечение к этому проекту индийской стороны, – говорит эксперт Aviation Explorer Роман Гусаров. – Пока мы подняли в воздух лишь прототип, очень далекий от того самолета, который должен быть».

Значение ПАК ФА для экспортного будущего отечественных производителей авиационной техники переоценить невозможно. Именно этот самолет – первая за долгие годы не переделка советских наработок. Тот же МиГ-35, который предлагался к тендеру, представляет собой глубокую модернизацию до поколения «4++» МиГ-29. Прототип впервые поднялся в воздух еще в 1977 году, так же, как и Су-27. Эти машины Россия два десятилетия и продвигает на экспорт, оснащая их под запросы конкретной страны. «А по заказу нашей армии ничего не было, – добавляет Роман Гусаров. – Модернизация проводилась из коммерческих, а не оборонных соображений, это в корне неверный подход, который катастрофически влияет не только на обороноспособность, но и на уровень технологического развития страны. Со времен СССР мы не продвинулись ни на шаг. И покупатели вооружения это прекрасно понимают».

Напомним, что американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor пошел в серию в 2001 году. Основная причина – недофинансирование НИОКР по сравнению с СССР, считает директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов: «Денег вкладывалось недостаточно со стороны как производителей, так и государства. В итоге мы отстали в ВПК по многим позициям, причем ощущение, что в некоторых сферах навсегда. Боюсь, что без приобретения каких-то технологий на Западе уже не обойтись».

Так что Индия знает, что вряд ли рискует потерять отношения с россиянами, отказывая им в участии в конкурсе. Проблема в том, что самостоятельно отечественный ВПК уже не способен довести ПАК ФА «до ума».

Сдаем позиции. Но российская сторона пренебрегает даже тем сотрудничеством, которое есть. Так, впервые протокол о начале разработки совместного транспортного самолета средней грузоподъемности (MTА) был подписан в 2001 году. А соглашение о создании СП было заключено в сентябре 2010 года. Столько времени России потребовалось на всевозможные согласования, получение лицензий и разные организационные шаги. «Ответственная за процесс ОАК забюрократизирована, в ней низкий уровень корпоративного управления, – заявляет отраслевой источник, знакомый с ситуацией. – До сих пор в организации занимаются корпоративными процедурами, передают друг другу акции, хотя прошло шесть лет с момента ее появления. До остального руки не доходят».

Руководитель аналитической службы агентства ТС ВПК Наталья Антропова видит причину не только в бюрократии. «У меня есть ощущение, что мы начали потихоньку «сливать» индийский рынок, – говорит эксперт. – На самом деле, в высококонкурентный для нас он стал превращаться еще несколько лет назад, когда в страну начали массово вкладываться, создавать СП все ведущие оборонщики мира из рейтинга Defense News, включая Boeing, BAE Systems, EADS».

Неизвестно, каковы мотивы такого отношения к стратегическому партнеру – самоуверенность из-за большого текущего количества контрактов или трезвое понимание того, что рано или поздно Россия этот рынок потеряет. На данный момент с Индией выполняются контракты по модернизации 63 машин МиГ-29 ($964 млн) и 40 единиц Су-30МКИ ($800 млн); на поставку 29 палубных МиГ-29К/КУБ ($1,5 млрд) и 140 машинокомплектов для лицензионной сборки Су-30МКИ ($3,3 млрд), 80 вертолетов Ми-17В5 ($1 млрд) и другие. Так что поле деятельности обширное и без контракта на МиГ-35. «Однако Индия вместе с техникой и оружием все чаще хочет получать новые технологии, а мы мало что можем в этом плане предложить и противопоставить все более напористым конкурентам», – рассуждает Наталья Антропова.

Не пойдет в серию. Однако последствия от срыва многообещающей индийской сделки могут не заставить себя ждать. «Страшно за перспективы МиГ-35 за пределами того среднесрочного периода, на который заключены контракты, – говорит Наталья Антропова. – Минобороны рассчитывал сделать крупный заказ для Российской армии, предполагая, что благодаря поставкам МиГ-35 в Индию, а затем, возможно, и в Сирию себестоимость производства этих истребителей значительно удешевится, так как они выйдут в серию». Причем, по оценкам, удешевление могло составить 20–30% от ориентировочной стоимости в 1,35 млрд рублей за машину.

Так что отлучение от контракта с Индией прежде всего ударит по планам Минобороны оснастить ВВС России более современными истребителями. Непонятно, сможет ли оборонное ведомство приобретать машины по такой продажной цене при несерийном производстве. Если только не образуется новый потенциальный закупщик.

Однако пока ближайших контрактов на такой тип истребителей не ожидается. А ключевой для российского оружия рынок Ближнего Востока захлестнула волна бунтов и революций. Именно там находятся другие серьезные потребители вооружения из России, не только авиационного, – Сирия и Алжир. Общая сумма выполняемых для этих стран контрактов, по оценке ЦАСТ, превышает $6,7 млрд. Определенные финансовые надежды возлагались и на Ливию.

Самый пессимистичный итог для МиГ-35 – снятие с производства, конечно, представляется маловероятным. Но и покупателей пока не наблюдается.

Bookmark and Share (Шевель О., Финанс, 2011, №17, 16 - 22 мая. - С.14).
Рейтинг статьи:
  


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Вчера, 16:57
0
Тамбовская земля всегда славилась своими героями — людьми, посвятившими жизнь служению Родине как в мирное, так и в военное время. Мичуринское отделение Тамбовской области Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» на протяжении многих лет ведёт активную
Вчера, 09:53
0
В субботу, 12 июля, город Уварово снова стал гастрономическим центром Тамбовщины — здесь прошёл IX Открытый летний фестиваль «Вишневарово», ставший настоящим праздником вкуса, веселья и душевного настроения. Местные улицы наполнились ароматами свежесваренного варенья, звуками музыки, добрыми
Вчера, 09:39
0
Администрация Тамбова в седьмой раз попытается продать недостроенное здание школы на улице Чкалова. Муниципальный объект вновь выставлен на аукцион, и на этот раз его начальная цена снижена до 33 миллионов рублей — почти на 4 миллиона меньше, чем при предыдущей попытке. Приём заявок от
13 июля 2025
0
В понедельник, 14 июля, в Тамбове временно прекратят подачу горячей воды в ряде жилых домов. Как сообщили в администрации города, отключение связано с проведением гидравлических испытаний, необходимых для подготовки к предстоящему отопительному сезону.
13 июля 2025
0
В Тамбовской области суд признал бывшего руководителя одного из лесхозов Жердевского округа виновным в незаконной вырубке деревьев и вождении в нетрезвом виде. Об этом сообщили в региональной прокуратуре.
13 июля 2025
0
В Тамбове продолжается кампания по ликвидации незаконных построек. Очередным объектом внимания администрации стали металлические гаражи, установленные у домов № 1А, № 1, № 3 и № 5 по улице Бориса Фёдорова. Городские власти обратились к их владельцам с требованием срочно
12 июля 2025
0
На улице Советской в посёлке Покрово-Пригородное сложилась критическая ситуация с водоснабжением: местные жители десятилетиями пользуются водой, непригодной для питья. Инфраструктура не обновлялась с 1965 года, и изношенные трубы стали источником серьёзных проблем.
12 июля 2025
0
Прокуратура Мичуринского района провела проверку состояния автомобильных дорог на территории муниципального округа и зафиксировала многочисленные нарушения. Как сообщили в пресс-службе ведомства, дороги оказались в ненадлежащем состоянии и представляют угрозу для безопасности движения.
12 июля 2025
0
Власти Тамбова приняли решение о демонтаже пешеходного Замятинского моста через реку Студенец в связи с выявленной просадкой конструкции. Соответствующее решение было озвучено на заседании городской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11 июля 2025
0
Аварийно-восстановительные работы на канализационном коллекторе в районе пересечения улиц Карла Маркса и Пензенской в Тамбове продолжаются, несмотря на ранее озвученные планы закончить их к 8 июля. По информации от компании «РКС-Тамбов», новая предполагаемая дата завершения — понедельник, 14 июля.
11 июля 2025
0
Вечером 10 июля на улице Гастелло в Тамбове вспыхнул пожар, охвативший надворные постройки. К месту происшествия оперативно прибыли пожарно-спасательные подразделения, которые ликвидировали возгорание.
11 июля 2025
0
Прокуратура Тамбовской области направила в суд дело против бывшего генерального директора ООО «СМУ», которого обвиняют в хищении асфальтового гранулята на сумму более 2,5 миллиона рублей. Обвинительное заключение утверждено, материалы переданы в Октябрьский районный суд Тамбова.
10 июля 2025
0
Сегодня наши журналисты стали свидетелями редкого зрелища, которое развернулось у здания избирательной комиссии Тамбова. Партия "Новые люди" подавала документы кандидатов в городскую думу под живую музыку баяна, с песнями, танцами и воздушными шарами. Около 20 человек в ярких футболках партийных
10 июля 2025
0
В Тамбовской области на открытые торги выставлен имущественный комплекс предприятия «Первомайскхиммаш», расположенный в рабочем посёлке Первомайский. Начальная цена объекта составляет 273 миллиона рублей. Приём заявок продлится с 8 июля по 13 августа, а сам аукцион состоится 15 августа. Для участия
10 июля 2025
0
8 июля в Жердевке прошло официальное открытие нового офиса Россельхозбанка по адресу ул. Первомайская, д. 131. В мероприятии приняли участие исполняющий обязанности министра экономической и инвестиционной политики Тамбовской области Виктор Иванов, заместитель министра сельского хозяйства Тамбовской
10 июля 2025
0
Восьмого июля Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отказал ПАО «Россети Центр» в удовлетворении жалобы на концессионное соглашение между администрацией Тамбова и АО «Объединённые региональные электрические сети». Решение предыдущей инстанции, которая не увидела нарушений в передаче городских
10 июля 2025
0
Открытие движения по улице Карла Маркса в Тамбове, где с начала лета ведутся работы по восстановлению аварийного участка канализационного коллектора, снова отложено. Причиной стало новое обрушение дорожного полотна, произошедшее как раз накануне планируемого завершения ремонта — 7 июля.
9 июля 2025
0
Жители пятиэтажного дома по адресу переулок Совхозный, 1а оказались в эпицентре коммунального коллапса: в их квартирах уже неделю стоит стойкий запах канализационных стоков, а подвальное помещение затоплено нечистотами. Несмотря на многочисленные обращения в аварийные службы и управляющую компанию,
9 июля 2025
0
1 июля в Мичуринске состоялось памятное мероприятие, посвящённое Дню ветеранов боевых действий — дате, которая хоть и не закреплена на официальном уровне, но с каждым годом объединяет всё больше граждан, неравнодушных к подвигу защитников Отечества. В этот день жители города и округа отдали дань
9 июля 2025
0
Врио главы Тамбовской области Евгений Первышов на оперативном совещании выразил недовольство работой главы Моршанска Романа Поленкова, отметив многочисленные недоработки местных властей. По его словам, «поторопились с кадровыми решениями».
9 июля 2025
0
Федеральная антимонопольная служба России отменила результаты крупного аукциона по ремонту улиц Мичуринской, Никифоровской и Бульвара Строителей в Тамбове. Контракт на сумму более 522 миллионов рублей планировали заключить с «Независимой строительной компанией» (НСК) из Ивановской области, которая