Экологический лагерь «Заповедный волонтер», который проводится в форме слета-тренинга, прошёл в Рамзинской школе с 13 по 21 июня 2009 года.
Он работал уже в восьмой раз. Волонтёры занимаются изучением растительного и животного мира заповедника «Воронинский» У всех участников лагеря были свои специальности- зоологи, ботаники, метеорологи, инспекторы, журналисты. Каждый занимался своим делом. Зоологи изучали животных, определяли какие виды животных занесены в Красную книгу, а какие в Приложение к ней. Ботаники исследовали места произрастания редких растений, определяли их видовые названия. Особое внимание они уделяли растениям-краснокнижникам. Метеорологи измеряли температуру воздуха, определяли направление ветра и атмосферное давление и по этим данным делали выводы, какая погода будет в ближайшие дни. Инспекторы контролировали территорию изучаемой местности, а также поведение участников лагеря, и если обнаруживали факт пагубного влияния на окружающую среду, то составляли протоколы. Протоколы существуют личные и безличные. Первые написаны на определенное лицо, а вторые - на неустановленного нарушителя Журналисты наблюдали за происходящим в лагере и писали об этом статьи, ежедневно выпускали газеты с фотографиями. Так же в лагере мы изучали природоохранное законодательство – законы Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях», закон «О животном мире». В процессе теоретических занятий мы узнали, что существуют семь особо охраняемых природных территорий: заповедники, заказники, природные парки, национальные парки, памятники природы, лечебные и оздоровительные местности и курорты, дендрологические парки и ботанические сады. Мы узнали, зачем нужны особо охраняемые территории, что можно и чего нельзя делать, чтобы природа не пострадала. Руководили нашей исследовательской работой учителя биологии Парамонова Л.В., Глушков В.В. и сотрудник заповедника Егоров А.А.
Каждый день мы выходили на определённые маршруты и изучали родную природу. После каждого маршрута, чтобы проверить наши знания, преподаватели устраивали разнообразные зачеты. Необходимо было определить вид 20 и более растений, к окончанию лагеря мы могли определять уже до сотни растений!
Основная задача лагеря – это экологический мониторинг, то есть ежегодное слежение за природными комплексами на одних и тех же маршрутах. Всего у нас было семь маршрутов, которые пролегают в окрестностях с.Рамза. Большая часть из них проходит по территории заповедника и его охранной зоне. Длина маршрутов от 3 до 6 км. Первые дни нам было тяжело ходить, но потом мы привыкли и даже не устаем, наверное, потому что на своём пути мы встречали много интересного: красивые растения, следы жизнедеятельности животных, много видов птиц. За восемь лет работы природа заповедника сильно изменилась: увеличилась численность животных, а также количество мест произрастания редких видов растений.
Три раза мы плавали на моторных лодках по озёрам Кипец и Рамза, через реку Ворона к месту произрастания уникального пробкового дерева бархата амурского.
Каждый вечер у нас проходил отчет о проделанной за день работе. Зоологи докладывали о встреченных животных, ботаники о растениях, метеорологи о погодных условиях, инспектор зачитывал протоколы, метеорологи предсказывали погоду на завтра, журналисты зачитывали свою газету.
Наш лагерь закончился научно – практической конференцией, на которой мы анализировали полученные результаты, сравнивая их с данными прошлых годов.
В лагере нам очень понравилось, и мы хотели бы приехать сюда на следующий год, чтобы продолжить наши научные исследования и вновь встретится с уникальной заповедной природой и своими друзьями!
Соловьёва Алина. (с.Чутановка),
Архипова Кристина.(с.Рамза).