Перечень учебников для российских школ пополнился сотней новых авторов
С 3 февраля официально опубликован список учебников для школ на 2010-2011 учебный год. В четырех пространных документах значится в общей сложности 1470 учебных пособий, это на 170 штук больше, чем в прошлом году и на 370 — чем в позапрошлом. Перерастет ли количество в качество, выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Людмила Шаулина.
Допущенные учебники проходят проверку в Академии наук и Министерстве образования, рекомендованные — еще и проверку временем и результатами, которые показывают ученики. Каждый год список прирастает не одной сотней новых авторов. Бояться этого не стоит, считает заслуженный учитель России Евгений Бунимович. «Разделите их на 11 классов, на направленности гуманитарные, математические и тогда будет не так страшно. Количество, конечно, пугает. Обратная тенденция, когда предлагали по каждому предмету 1 учебник, это не эффективно и нигде в мире нет. Мы никак не можем найти баланс. У нас либо очень много, либо очень мало», — считает Бунимович. По замыслу Минобразования, право решать, какой именно учебник окажется в портфеле ученика, принадлежит учителю. Он сам должен решить, по какой программе с какими учебниками вести свой предмет. И не только должен, но и может, уверена главный редактор издательства «Просвещение» Маргарита Леонтьева «Если проанализировать перечень, получается, что от 4 до 7 издательств выпускают учебники по одному предмету. Выбрать среди 6-7 геометрий я как учитель способен. В России до революции было 130 букварей, у нас такого пока нет», — говорит Леонтьева. Но на практике учитель ничего не выбирает. Договор с издательством подписывает школа. А в школу методички, чаще всего, спускаются из районных управлений образования, добавляет Евгений Бунимович. «Формально школа и учитель могут выбирать, на самом деле выбирает в районе методист, начальники управления образования. И здесь, к сожалению, есть форма, не коррупции в прямом смысле этого слова, но таких каких-то неформальных связей между издательствами и начальниками управления образования, методистами. И таким образом учебники приходят в школу. Не всегда лучшие. Но зато у кого есть хорошие связи с этим регионом», — поясняет Бунимович. По каждому предмету теперь в школу надо носить не одну книгу, а целый комплект. Чаще всего это учебник, хрестоматия или сборник задач, а еще так называемая тетрадь на печатной основе. А это уже три наименования. Умножить на 5-6 уроков в день — в результате несколько килограммов веса ежедневно на неокрепшие детские плечи. Проблема серьезная, соглашается Маргарита Леонтьева. «Появление к учебнику сопутствующих материалов помогает ученику учиться, это вне всяких сомнений. Но вот нагружать портфели каждый день и учебники и дополнительные тетради — это конечно, то, что должна регулировать школа. Категорически. Вполне реально оставить все дома, кроме тетрадей. На деле — обойтись только тетрадью или только учебником на уроке не возможно, а значит — в корректировке нуждается сама программа, считает член Общественной палаты Любовь Духанина. “Если с тетрадями учитель и школа еще могут корректировать эту ситуацию, то учебник, который тяжелее, конечно? приходится носить. Надо тогда сказать, что вот такое увеличение не привело к решению той задачи, которая ставилась'', — говорит Духанина. И наконец, качество учебников из-за их количества серьезно пострадало. Редактура стала гораздо менее жесткой, опечатки, неточности, даже ошибки — обычное дело. Однако и это не смущает сторонников учебной разноголосицы. Зато у педагога есть возможность в любой момент отказаться от неэффективного методического пособия и заменить его на более удачный вариант. В идеале. Правда, что будет с теми школьниками, которые уже отучились несколько лет по такому „неудачному“ учебнику и как это отразится на их образовании — вопрос открытый news.mail.ru Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.