Деградация образования = деградация молодежи
В конце января текущего года в Тамбовской области стартовал Год добрых дел, цель которого развитие волонтерского движения на Тамбовщине. 2010 был Годом учителя, а 2009 - Годом молодежи. Три эти даты объединяет ряд общих задач, а именно: воспитание молодежи, повышение качества и доступности образования, решение проблем подрастающего поколения. Но, как показало время, итогами этих лет стали: межнациональные столкновения, переход на платное образование и в целом деградация молодежи.
Деградация молодежи на лицо: • 12% подростков употребляют наркотики; • число несовершеннолетних наркоманов за последние 10 лет увеличилось в 17 раз; • Россия стала лидером по скорости распространения СПИДа; • более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России; • около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу; • детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек; • темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; • в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов. И это не я придумал. Это официальные данные, которые мы можем увидеть, к примеру в государственном докладе подготовленный министерством труда и соц.развития «О положении детей в Российской Федерации». При этом мы должны понимать, что не всегда официальные данные полностью раскрывают картину, реальная ситуация еще хуже. Численность российской молодежи составляет 39,6 миллиона человек, это 27% от общей численности населения страны. В Тамбовской области проживает почти 200 тысяч молодых людей, то есть 20%. И это не просто цифры, это будущее нашей страны. Проблем у молодежи немало, и в данной статье сделаю акцент на вопросах образования и воспитания, так как мы должны прекрасно понимать, что если у человека не будет образовательной базы, определенных навыков в жизни, то, следовательно, шансов стать в жизни успешным у человека почти нет. Это означает, что и государство лишается кадров, которые должны будут дальше развивать страну, что является уже вопросом национальной безопасности. За обучение в школе будем платить Процесс социализации, получение основных навыков, становление человека происходит, прежде всего, в стенах школы. Важность данной сферы обучения, к сожалению, сейчас принижается. Среднее образование уже давно стало по факту платным, начиная от «добровольных» взносов на ремонт класса до всевозможных обязательных платных кружков. Но на этом процесс коммерциализации не заканчивается. Данный процесс власти пытаются полностью узаконить. Принятие 8 мая 2010 г. закона № 83-ФЗ («Об автономных учреждениях») стало апогеем этой политики. Под видом борьбы с поборами в школах будут легально вводиться платные услуги и предметы. Для тех школ, которые перейдут в статус автономных, будет существовать ряд законодательных льгот и т.д. Главная задача закона - перекладывание расходов на образование с плеч бюджета на родителей учеников. Более того, сейчас пытаются реализовать идею о том, чтобы оставить в школе три обязательных предмета и четыре на выбор, вместо нынешних 20 бесплатных, а за другие предметы родители будут вынуждены платить из собственного кармана. Все эти изменения происходят в ходе массового закрытия учебных заведений. По состоянию на прошлый год количество общеобразовательных учреждений в Тамбовской области составило 396 школ, в которых обучается почти 100 тысяч человек. В 2006 году в области было 748 школ. В то же время за четыре года число чиновников в Управлении образования выросло в два раза. Для сравнения, в Рязанской области, где число учащихся не превышает 100 тысяч, на данный момент более 700 школ, а в Смоленской области всего 85 тысяч учащихся, но на них приходится 565 учебных учреждений. Получается интересная ситуация: в других регионах страны, где учеников меньше, чем в Тамбовской области, школ больше. В этой связи оправдания властей закрытия школ тем, что учеников становится меньше, выглядят, по крайней мере, нелепыми. Студентам стипендия не нужна Заявление помощника президента Аркадия Дворковича об отмене стипендий взбудоражило общественность. Так, по его мнению, российские студенты должны подрабатывать после учебы на кафедре, в кафе, или в других сферах. «Это все решаемые проблемы. Я считаю, что это и правильней, и дешевле для налогоплательщиков, чем платить стандартные стипендии», - отмечает помощник президента. При этом государственный деятель не указывает, когда вести студентам самостоятельную подготовку, главное, чтобы было меньше расходов государства. Процесс коммерциализации высшего образования еще в 2000 г. привел к тому, что число платных студенческих мест в вузах сравнялось с числом бесплатных, а сейчас уже основная масса студентов учится за деньги. А переход на болонскую систему приведет к тому, что большая часть молодежи будет лишена возможности закончить свое образование, так как диплом бакалавра приравнивается к незаконченному высшему образованию, а за магистратуру необходимо проплачивать. Я уже не говорю про изменения в связи с этим в учебном процессе, которые приводят к ухудшению качества образования. Немаловажна также проблема коррупции в учебных заведениях. Лишь в прошлом году областное УВД и управление по борьбе с экономическими преступлениями в Тамбове и области выявило более 250 преступлений коррупционной направленности. По данным фактам было возбуждено более 30 уголовных дел. И получается, что лишь единицы выпускников устраиваются по специальности, а многие из них в поисках лучшей доли уезжают в Москву, но и там жизнь не слаще. Досуг молодежи – это улица и бутылка пива Проблемы, которые складываются в сфере воспитания и образования молодежи, ограничиваются не только теми, которые рассмотрены выше. Много вопросов по летнему детскому оздоровительному отдыху. Так, по сравнению с 2009 годом, в 2010 количество детских оздоровительных учреждений в Тамбовской области уменьшилось на 16,5%, а численность детей, отдохнувших в них на 7%. Аналогичная отрицательная картина и в сфере культуры. Если провести сравнительный анализ ситуации, которая складывалась в течение последних 10 лет, то картина будет такова. Количество публичных библиотек, которых было в 2000 году 707, сократилось до 595 в 2009 году. Число учреждений культурно-досугового типа также сократилось за аналогичный период на 20%. Катастрофически обстоит дело с кинотеатрами. Если в 2000 году число киноустановок было 290, в 2006 их стало 145, а в 2009 осталось 49, произошло сокращение порядка 80%! Без развернутой сети досуговых учреждений молодежь будет вынуждена проводить свободное время в неподходящих для этого местах. Образование – для всех, а не для избранных В связи с противоречивыми реформами, которые вызывают неоднозначную и зачастую отрицательную реакцию общественности, движение «Образование – для всех» при поддержке фракции КПРФ в Госдуме разработало альтернативный законопроект в сфере образования, включающий развёрнутую программу реформирования, для того чтобы качественное образование было доступно для всех, а не для избранных. Законопроект включает такие пункты: • Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование должна быть не менее 7% от объема ВВП РФ. • Средние ставки педагогических работников образовательных учреждений должны быть выше средней заработной платы в промышленных производствах (в Тамбовской области данный уровень зарплаты превышает 12 тысяч рублей). • Доля расходов федерального бюджета на высшее образование должна быть не менее 5% от расходной части федерального бюджета. • Экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ. • Расчетная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях, устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума в Российской Федерации в целом. И это лишь малая часть тех предложений и изменений, имеющихся в альтернативном законе об образовании, который по сравнению с проектом Минобрнауки дает больше прав человеку в области получения качественного образования и повышает уровень поддержки со стороны государства. Нельзя воспитать патриота, когда собственное государство снимает с себя обязательства по поддержке подрастающего поколения. Нельзя модернизировать страну, когда нет для этого научной базы и профессиональных кадров. Конечно, нам, простым людям, у кого нет власти и больших денег, тяжело повлиять, на то, что делает в Думах послушное большинство «Единой России». Но главное, нам нельзя молчать, и мириться с политикой, целенаправленно уничтожающей качественное и доступное образование. Ведь на кону не просто бесплатное образование, а будущее молодежи, а значит, и нашей страны. А. Р. Александров, руководитель Центра «Молодежной активности» «Института общественных и политических коммуникаций» Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.