Тамбов-информ - новости Тамбова и области

Регистрация Войти
Вход на сайт
Пустая бочка Диогена имеет также свой вес в истории человеческой.
Козьма Прутков
Выбор редакции
» » » Космонавт Владимир Аксенов раскрыл тайну гибели Юрия Гагарина

Космонавт Владимир Аксенов раскрыл тайну гибели Юрия Гагарина

1 июля 2010
Комментариев: 0
Версия для печати
МОСКВА, 1 июл — РИА Новости, Александр Ковалев. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.

Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге «Дорогами испытаний», вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики.

«Представляемую версию первым сформулировал в первые дни после гибели экипажа Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, член государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых он рассказал ее мне не только потому, что мы были в очень близких дружественных отношениях и понимали многое, относящееся к авиации с полуслова, но, вероятно, еще и потому, что в тот трагический день мне пришлось вместе с Юрием Гагариным утром одеваться для полетов в одной комнате, проходить у одного врача необходимое предполетное обследование и получать сведения о метеообстановке у одного метеоролога», — вспоминает Аксенов.

По его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий Гагарин — выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов — на другой самолет, на котором в этот день проходили тренировки на невесомость.

Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

«Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика», — отмечает Аксенов.

По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.

Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.

«Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ — интенсивное снижение переворотом — применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были», — констатирует Аксенов.

По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.

«Таким образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования», — заключает Аксенов.

По его словам, самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх — срыв в скоростной штопор.

Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.

«Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи», — уверен Аксенов.

Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.

«В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные — около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально», — заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.

Вместе с тем, правительственная государственная комиссия, скрупулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.

Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Обстановка секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.

«Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными», — отмечает Аксенов.

Существует неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа — фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.

Ряд «исследователей» утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом «Советском лунном заговоре» содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.


news.mail.ru
Рейтинг статьи:
  


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Вчера, 10:49
0
Арбитражный суд Тамбовской области принял к производству иск регионального министерства градостроительства и архитектуры к московскому ООО «Гражданспецстрой». Сумма требований составляет 56,4 млн рублей. Первое заседание назначено на 25 августа, следует из картотеки арбитражных дел.
Вчера, 10:39
0
Задолженность жителей Тамбовской области за услуги ЖКХ на 1 июля 2025 года составила более 1,82 млрд рублей. Об этом сообщил врио вице-губернатора Евгений Зименко на планерке в региональном правительстве 18 августа.
Вчера, 10:25
0
ООО «Тамбовские литейные технологии» реализует инвестиционный проект по расширению производства стоимостью 52 млн рублей. Из них 41 млн предоставлен Фондом развития промышленности Тамбовской области в виде льготного займа, сообщили в пресс-службе регионального правительства.
18 августа 2025
0
Прокуратура Сосновского района Тамбовской области защитила права местной жительницы, которой не предоставляли положенные по закону бесплатные лекарства. Об этом сообщили в пресс-службе региональной прокуратуры.
18 августа 2025
0
С началом нового учебного года часть школ Тамбовской области будет работать по триместровой системе. Теперь учебный процесс организован по схеме «5+1»: пять недель занятий и неделя каникул. Таким образом, вместо привычных четырёх каникулярных периодов у школьников появятся шесть.
17 августа 2025
0
В Котовске Тамбовской области группа подростков повредила инфраструктуру скейтпарка, расположенного в городском парке культуры и отдыха. Об этом сообщил глава города Алексей Плахотников.
17 августа 2025
0
Жители Тамбова обратились в Роспотребнадзор с жалобами на резкий удушливый запах, который, по их словам, особенно ощущается в районе улицы Монтажников, где находятся цеха химических предприятий.
17 августа 2025
0
Пять кандидатов на должность главы Тамбовской области представили в избирком сведения о доходах и имуществе за прошлый год. Совокупный заработок претендентов превысил 900 млн рублей, однако почти вся сумма пришлась на одного участника выборов.
16 августа 2025
0
Обновлённый корпус спортивно-тренировочного центра «Тамбов» готовится к открытию. Как сообщили 15 августа в региональном министерстве спорта, начало спортивного сезона спортсмены отметят первыми тренировками в новых залах.
16 августа 2025
0
Жители СНТ «Медик» и «Энергетик-2» в Тамбове уже почти десять лет сталкиваются с одной и той же проблемой — их участки регулярно оказываются под канализационными стоками. Как сообщили в региональном отделении Народного фронта (ОНФ), всё началось в 2016 году, когда после сильного дождя из люка рядом
16 августа 2025
0
В рамках нацпроекта «Экология» Тамбовская область получила из федерального бюджета 940 млн рублей. Об этом сообщил врио губернатора Евгений Первышов в своём Telegram-канале после встречи с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Патрушевым.
15 августа 2025
0
В Тамбове на базе ТГУ им. Г.Р. Державина состоялся VI Форум Агрошкол и школ-хозяйств России – «Объединяя опыт, строим будущее!». В этом году Форум посвящен теме «Агробизнес-образование: синтез традиций и инноваций». Участники из разных регионов России и Беларуси встретились, чтобы обсудить, как на
15 августа 2025
0
19-й арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Тамбовской области о взыскании с администрации Тамбова 133,2 млн рублей в пользу ООО «Компьюлинк инфраструктура ТО». Информация об этом размещена в картотеке арбитражных дел, однако резолютивная часть постановления пока не
15 августа 2025
0
Исторические торговые ряды на ул. Коммунальная, 21 в Тамбове, относящиеся к объектам культурного наследия регионального значения, приобрела на аукционе петербургская девелоперская компания ООО «ГК Реновация». Лот был продан за 20,9 млн рублей при стартовой цене 25,9 млн, сообщает ДОМ.РФ.
14 августа 2025
0
«Новые люди» примут участие в межрегиональном фестивале "Crazy Driver-2025", который пройдет в Котовске.
14 августа 2025
0
Министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области заключило контракт с ООО «ГК Проект» на корректировку документации по расчистке отдельных участков русла реки Цны в Тамбове. Соответствующая информация размещена на портале госзакупок.
14 августа 2025
0
14 августа в Ленинский районный суд Тамбова поступит уголовное дело в отношении бывшей начальницы клиентской службы ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» Анны Нимикиной. По данным прокуратуры Тамбовской области, её обвиняют в хищении свыше 7,6 млн рублей бюджетных средств.
14 августа 2025
0
В социальных сетях появились сообщения о том, что учебный процесс в первом корпусе школы №35 начнётся лишь в декабре. Однако эта информация не соответствует действительности, сообщил в своём Telegram-канале глава администрации Тамбова Максим Косенков.
13 августа 2025
0
В Тамбове возобновились работы на двух масштабных образовательных стройках — школе на улице Волжской и школе в микрорайоне Бокино. Ранее эти проекты сорвали прежние подрядчики, а по одному из них возбуждено уголовное дело о хищении более 250 млн рублей. Об этом сообщил врио губернатора Евгений
13 августа 2025
0
Тамбовская область вошла в число 12 российских регионов, которым правительство РФ списало часть задолженности по бюджетным кредитам, направленным на развитие инфраструктуры. Согласно распоряжению, подписанному премьер-министром Михаилом Мишустиным, общий объём списания составил 29 млрд рублей, из
13 августа 2025
0
В Тамбове на 101-м году жизни ушёл из жизни Почётный гражданин города, ветеран Великой Отечественной войны Василий Фёдорович Дергачев.