Практика взыскания задолженности по транспортному налогу с физических лиц
Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) на территории России установлен транс-портный налог, являющийся обязательным к уплате на территории соответствующих субъектов. Лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу), являются плательщиками транспортного налога.
Обязанность по уплате налога возникает у плательщика на основании уведомления с рассчитанной суммой налога за определенный налоговый период, которым признается календарный год. Статьей 52 НК РФ установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами уведомление вручить невозможно, оно направляется налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления. Поэтому налоговые органы, отправившие уведомление, полагают, что оно получено плательщиком вовремя. В силу пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного сред-ства в лошадиных силах. В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двига-теля или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Принадлежность объекта налогообложения к той или иной категории транспорт-ных средств имеет важное значение при определении налогооблагаемой базы и выборе ставки для исчисления транспортного налога. Однако НК РФ и законы субъектов Российской Федерации не содержат критериев отнесения того или иного средства к определенной категории. Так, по мнению Минфина России, в строке «4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. В строке «3. Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением, например: «Легковой», «Автобус», «Грузо-вой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран» и т.п. Тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия). К транспортным средствам категории «B» относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «B» не свидетельствует о том, что оно относится к легковому либо к грузовому транспортному средству. С учетом того, что НК РФ содержит закрытый перечень объектов налогообложения с указанием конкретных налоговых ставок, категорию транспортного средства в целях налогообложения следует определять исходя из его типа и назначения (категории), указан-ных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. Данный вывод соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике по данной категории дел (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.10.2005 по делу № А52/1784/2005/2, 10.07.2007 № А56-30860/2006, от 05.06.2008 № А05-223/2008). Утилизация плательщиком транспортного средства без снятия его с учета не освобождает от уплаты транспортного налога, поскольку обязанность по уплате данного нало-га ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного машины у плательщика. Снятие с государственной регистрации авто-транспортных средств относится к компетенции Государственной инспекции безопасно-сти дорожного движения МВД России (ГИБДД). Данный вывод поддерживается арбитражной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 №А56-50465/2006; ФАС Уральского округа от 27.10.2008 №Ф09-7763/08-С3, от 04.09.2008 №Ф09-6258/08-С3 и от 18.10.2007 №Ф09-8501/07-С3). В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государ-ственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регист-рируются в органах ГИБДД, а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, - в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор). Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Данный вывод поддерживается арбитражной практикой (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 №А82-14114/2008-20, Московского округа от 26.02.2008 № КА-А40/11122-07). Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что не являются объектом налого-обложения транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако обязательным условием для исключения того или иного транспортного средства из числа объектов налогообложения является подтверждение факта угона (кражи). Подтверждающим документом в данном случае является справка об угоне, выданная органами МВД России. Таким образом, плательщику необходимо направить в налоговый орган заявление с приложением копии документа, подтверждающего данный факт. Если физическое лицо имеет основания для предоставления льготы по уплате налога, необходимо представить в инспекцию заявление с указанием, в отношении какого транспортного средства будет применяться льгота, а также копии документов, подтверждающих данное право. Неопределенность налогового законодательства по вопросам отнесения транспорт-ных средств к той или иной категории, отсутствие четкого понятия плательщиков транспортного налога нередко приводит на практике к различным спорам при взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц, которые могут быть разрешены только в судебном порядке, на основании чего и формируется правоприменительная практика. Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.