За 3 месяца 2009 г. на территории России зарегистрировано 980 ДТП по вине водителей автобусов, в которых погибли 83 и получили ранения 1627 человека. Работа Госавтоинспекции по профилактике аварийности на пассажирском автотранспорте способствовала сокращению в 2008 году количества таких ДТП на 11,3%, числа погибших и раненых в них людей – на 15,1% и 13,3% соответственно.
Вместе с тем в текущем году при снижении количества таких происшествий на 9,1% и числа погибших в них на 2,4% наметилась негативная тенденция роста числа раненых, а на лицензируемом транспорте возросли все основные показатели аварийности (число ДТП на 6,7%, количество погибших на 15,2% и раненых на 32,5%).
Не является исключением и Тамбовская область, где с начала 2009 года зарегистрированы четыре дорожно-транспортных происшествия по вине водителей пассажирских автобусов, в которых 18 человек получили ранения различной тяжести. В одном из них пострадало сразу 13 человек, что стало основанием отнесения данной аварии к ДТП с особо тяжкими последствиями. Несмотря на снижение на 40% общего количества происшествий, количество людей, получивших при этом ранения, возросло в три раза.
В целях повышения безопасности при пассажирских перевозках автобусами и профилактики аварийности на данном виде транспорта с 2003 года по всей России предусмотрено ежегодное проведение операции «Автобус», первый этап которой в текущем году будет проводиться с 27 апреля по 10 мая.
Основными задачами данного оперативно-профилактического мероприятия являются: устранение причин и условий, способствующих совершению ДТП с участием автобусов, выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения и иных нормативных актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки пассажиров автобусами, контроль за обеспечением безопасных дорожных условий на маршрутах пассажирского транспорта.
В рамках операции «Автобус» подразделениями ГИБДД совместно с заинтересованными организациями будут проводиться внеплановые и плановые проверки автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей. При этом особое внимание будет обращено на соблюдение требований по контролю за техническим состоянием транспортных средств при выпуске их на линию, осуществление пред- и послерейсового медицинского осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов, условий хранения согласно договоров, а также за осуществлением владельцами автобусов деятельности без лицензий. Водителям автобусов будет рекомендовано включать ближний свет фар при движении в светлое время суток даже в населенных пунктах.
Большое внимание будет уделено порядку проведения конкурсов по допуску хозяйствующих субъектов к осуществлению пассажирских перевозок и ограничениям в условия проведения конкурсов по предельному сроку эксплуатации автобусов, а также по использованию современных типов подвижного состава, в т.ч. по экологическим параметрам. При этом необходимо обеспечить профессиональный отбор кандидатов в водители, учитывать нарушения лицензионных требований, в том числе случаев отстоя автобусов вне территорий предприятий и соблюдение хозяйствующими субъектами, получившими право осуществления регулярных пассажирских перевозок и водителями автобусов правил остановки для посадки и высадки пассажиров и обязательности таких остановок.
Кроме того, с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения при осуществлении перевозки пассажиров, будет произведено обследование автобусных маршрутов.
Отделение пропаганды УГИБДД