Российский федерализм – колосс на глиняных ногах
Согласно Конституции, Россия – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Современная федеративная система берет свое начало с событий 90-годов XX века.
12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверенитете Российской Федерации, что стало катализатором трансформации государственно-территориального устройства уже самой России. Либеральные политики, даже некоторые русофилы открыто поддержали выход РСФСР из состава СССР под лозунгом: «Хватит кормить нахлебников», то есть союзные республики. Сейчас в выступлениях националистически настроенных политиков (и не только) все чаще звучат призывы: «Хватит кормить Кавказ». В свою очередь, на Дальнем Востоке политические силы открыто высказывают идею о возможном создании независимой от РФ Дальневосточной Республики. Новая волна сепаратизма развивается не только в национальных республиках, что было характерно для 90-х годов, а в субъектах с доминирующим преобладанием русского населения. Современный российский федерализм подвергается все новым испытаниям, ставящим под сомнение его будущее. Б.Н. Ельцин: «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить» С приходом к власти в России либерально-олигархической клики во главе с командной Б.Н. Ельцина национальная и федеральная политика центра стала носить конъюнктурный характер. В августе 1990 г. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин провозгласил: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Заявление стало катализатором «парада суверенитетов» автономных республик РСФСР. Для урегулирования отношений в марте 1992 г. подписывается федеративный договор. Его подписали представители всех субъектов РФ за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии. Договор о взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном был заключен 15 февраля 1994г. В нем республика объявлялась объединенным с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом. Такое решение предоставило Татарстану экономические преференции, льготы по сравнению с другими субъектами страны. В политическом плане руководство Татарстана получило возможность установления в республике своего всевластия в обмен на электоральную поддержку федерального центра. Дифференцированные договоры центра с руководством ряда субъектов России о разграничении полномочий способствовали решению проблем на местах. Москва, в свою очередь, получала лояльность со стороны региональных властей, но это расшатывало единство Федерации. Во время своего правления Б.Н. Ельцин предоставил субъектам страны достаточно широкие полномочия, а местные князьки нередко этим злоупотребляли. На местах принимали законы, идущие вразрез с федеральными, незаконно устанавливали налоги и т.д. Даже в Тамбовской области некоторые политики высказывали идею о возможном создании Центрально-черноземной Республики. Ситуация изменилась в начале 2000-х годов. Бюджет как инструмент политической игры Реформы российского федерализма в 2000-е годы носили комплексный характер: новый механизм формирования Совета Федерации, образование семи федеральных округов, приведение законодательства субъектов в соответствие с федеральным, введение в 2004 г. нового порядка избрания глав регионов путем их назначения президентом РФ, укрупнение субъектов страны и т.д. Другим связующим звеном стало формирование партийно-бюрократической системы в лице партии «Единая Россия». Изменения были направлены на укрепление власти федерального центра и правящего буржуазного класса, но не на решение национального и федеративного вопросов. Отношения построили, с одной стороны, на диктате воли центра через бюджетные и финансовые рычаги, а с другой - на политике заигрывания с местными руководителями. Значительные дотации для отдельных республик из федерального бюджета призваны решать не социально-экономические проблемы в данных субъектах, а умиротворять республиканских князьков. Семь кавказских регионов в 2011г. потратили на собственные нужды 320 миллиардов рублей, а собрали налогов на 106 миллиардов, разница составила более 200 миллиардов. Но стали жители Кавказа за годы многомиллиардных денежных вливаний жить лучше, если на Кавказе в среднем уровень безработицы достигает 15%, в Чечне – 36%, в Ингушетии - почти 50%, а по России данный показатель не превышает 7%, и это официально? Откровенно говоря, лишь 26 регионов в России в сумме собирают налогов больше, чем тратят. Удельный вес дотаций в бюджете Тамбовской области на 2013г. составляет почти 10 млрд. руб., или 35% от общего его объема. Федеральный центр, концентрируя основные денежные потоки, использует бюджет как инструмент политической игры: главное, держать региональные власти на коротком поводке. Вместо того чтобы развивать регионы, социально-экономическую инфраструктуру, решать демографический вопрос, денег хватает в лучшем случае на выживание субъекта. Основным показателем лояльности регионов перед центром является так называемая политическая стабильность и нужные результаты на выборах. Системные противоречия российского буржуазного федерализма Во-первых, еще на начальном этапе своего создания российский федерализм был построен на неравенстве. Одни регионы получили широкие полномочия, льготы, другие ходили и ходят с протянутой рукой. Во-вторых, правящая буржуазно-олигархическая группировка, которая является проводником интересов иностранного капитала, ставит своей задачей не прогрессивное развитие России, а использование нашей страны в качестве колонии и рынка для сбыта. В 2012г. Россия продала минерального сырья на 16 триллионов рублей, из них в казну попало только 6 триллионов, остальные 10 триллионов оказались в карманах российской и иностранной олигархии. В свою очередь, чиновники на местах используют бюджет для собственного обогащения. Начиная от откровенного его разграбления, заканчивая применением схем, таких, когда, например, участником торгов по строительству дороги является лицо, связанное с руководством города или области. Что тут говорить, если во власти находятся откровенные предатели национальных интересов. Небольшой пример. Несколько лет назад во Владивостоке проходило обсуждение программы развития города до 2020г. Руководитель по инвестициям администрации предложил сдать половину города в аренду Китаю сроком на 75 лет. Как это можно расценить?! В-третьих, политика правящего класса – это политика двойных стандартов. Власти в угоду своим интересам могут как заигрывать с буржуазией национальной республики, так и поддерживать националистические настроения в обществе, направленные уже против представителей данной республики. Основной лейтмотив: разделяй и властвуй. Во многом искусственно, через СМИ, подогреваются националистические настроения, поднимаются вопросы о судьбе того или иного субъекта в составе России. Все это направлено на отвлечение населения от социально-экономических проблем и не позволяет сосредоточиться на том, что именно чиновничье-олигархическая клика является главным эксплуататором человека труда. Как верно сказано в выступлении лидера КПРФ Г.А. Зюганова на III Пленуме ЦК КПРФ по национальному вопросу: «Капитал активно использует национализм как противоядие от пролетарской солидарности и интернационализма». Пока одни возмущенные граждане будут громить овощебазы, а другие выяснять, у кого какой разрез глаз или цвет кожи, жить мы лучше не будем. В-четвертых, у власти нет четкой программы по развитию российского федерализма и решению национальных противоречий. Все зависит от временной политической конъюнктуры. Сегодня центру выгодно не вмешиваться в дела регионов, завтра он будет использовать финансовые рычаги. А кто даст гарантию, что послезавтра план действий «Перестройка 2.0» не станет реальностью. Имею в виду новый передел страны по национально-этническому принципу, но уже в границах РФ. Ухудшение экономического положения страны в целом и ее субъектов в частности может привести к неизбежным центробежным тенденциям. Катализатором этих процессов или волнений могут служить и отдельные решения правящего класса. Постановление Правительства РФ, повышающее таможенные пошлины на ввоз японских автомобилей, вылилось в 2008-2009гг. в массовые протесты жителей дальневосточных провинций. От экономических лозунгов участники перешли к политическим, вплоть до требований о выходе из состава РФ. Важно отметить, что протесты имели под собой мелкобуржуазную почву, выражали интересы перекупщиков импортных автомобилей. Но жителей Дальнего Востока можно понять: нет достойной работы, поддержки со стороны властей, а соседи (Китай и Япония) развиваются семимильными шагами, так что почва для возмущения существует. Пример показателен: как сугубо экономическое решение приводит к подъему сепаратистских настроений. Сепаратистские настроения на экономической основе актуальны сейчас не только для отдельных субъектов страны, но и для районов. Жители двух районов Саратовской области (Романовский и Балашовский) не хотят больше жить в границах своего региона и собираются провести референдум о присоединении к Тамбовской и Воронежской областям. А завтра, возможно, жители того или иного региона России захотят выступить с инициативой о вхождении в состав другого, более развитого государства. По моему мнению, национальная и федеративная политика правящей олигархической группировки в современной России направлена, прежде всего, на дезинтеграцию по национально-этническому, конфессиональному, языковому и экономическому признаку. Все делается для разобщения нашего общества, и это является залогом обогащения правящего класса и ослабления государства. Но от закона диалектики никуда не уйти: количественное в итоге переходит в качественное. Мы можем стать свидетелями нового передела страны по сценарию распада Югославии, если генеральный курс будет и дальше идти по лекалам западных кукловодов. Артем Александров, политолог Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.