Контрольный орган за качеством ЖКУ
Сегодня мы продолжим тему ЖКХ и расскажем об одном из органов государства, осуществляющих контрольную деятельность.
Начнем с того, что таким органом государства, осуществляющим контрольные функции за качеством ЖКУ является Роспотребнадзор. Наиболее частыми поводами для обращений граждан являются: - нарушение прав потребителей на своевременность, полноту и достоверность информации об услугах и об их исполнителях (не доводится в установленной форме информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих функции управляющей организации, адреса и номера телефонов диспетчерской и аварийной служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, и т.д.); - нарушение требований качества ЖКУ и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан; - несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также содержания общего имущества в многоквартирном доме; - невыполнение управляющими организациями, а также выполняющими аналогичные функции хозяйствующими субъектами обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, техническому обслуживанию такого имущества и т.д. - вопросы нарушения определенных договором сроков строительства жилья; - несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями – исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений; - навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей; - несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг; В частности, не указываются правила предоставления коммунальных услуг; правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда; нормативы качества услуг; тарифы на оказываемые услуги. Помимо этого, грешат коммунальщики тем, что не указывают перечень работ, которые входят в тариф и должны осуществляться хозяйствующими субъектами без взимания дополнительной платы о работах, выполняемых организациями, обслуживающими жилой фонд в жилых помещениях, за дополнительную плату, и о цене этих работ, а также игнорируя порядок перерасчета В договорах найма жилых помещений и договорах на обслуживание с собственниками квартир отсутствуют сведения о качестве предоставляемых услуг, порядке платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что ущемляет права потребителей в контексте требований Закона РФ «О защите прав потребителей», правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и правил предоставления коммунальных услуг. До последнего времени одним из самых распространенных нарушений прав потребителей в сфере ЖКХ являлось принудительное взыскание с граждан пени за просрочку оплаты жилищно – коммунальных услуг, в основе которого, как правило, лежали соответствующие положения п. 2.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 №1099, предусматривающие за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги начисление пени в размере одного процента с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки. Между тем, неустойка (пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств (см. письмо Роспотребнадзора от 28.12.2004 № 0100/3671-04-27 «О методических рекомендациях по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства») согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть предусмотрена только федеральным законом или договором. Поскольку закон, содержащий соответствующую императивную норму в части определения предельного размера пеней при задержке гражданином оплаты жилья и коммунальных услуг вступил в силу лишь с 8 мая 2003 года (Федеральный закон от 06 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»), вопрос правомерности ее взыскания находился (вплоть до 01.03.2005) в прямой зависимости от того, содержалось ли условие о ее взимании в договоре найма (социального найма) или обслуживания (технического обслуживания) жилого помещения, заключенном между потребителем и соответствующем исполнителем жилищно-коммунальных услуг, или в договоре энергоснабжения. Отсутствие такого договора, свидетельствовавшее о несоблюдении письменной формы соглашения о неустойке, позволяло сделать вывод о навязывании потребителям условий, ущемляющих их права по сравнению с правилами, установленными ст.ст. 330, 331 ГК РФ, что в конечном итоге являлось нарушением ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 21 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 392, в соответствии с которым «пени за несвоевременное внесение гражданами платы взимаются в случае, размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и заключенными договорами». В этой связи положения ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, предусматривающие безусловную обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, уплатить кредитору вышеназванные пени, по мнению Роспотребнадзора, следует признать нормой, которая не только не учитывает социально-экономическое положение значительной доли потребителей жилищно-коммунальных услуг но и никак не приведет к реальному повышению их качества, поскольку вопрос своевременной оплаты потребителями услуг ЖКХ, как правило, не находится в причинно-следственной связи с показателями их потребительских свойств. В то же время, в случае выявления нормативных актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного самоуправления, противоречащих законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в области защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства следует совместно с общественными организациями потребителей оперативно рассматривать вопрос об их оспаривании в судебном порядке. При этом обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей и их законных интересов и о признании недействующим полностью или в части соответствующего нормативного правового акта может быть инициировано общественной организацией потребителей (с учетом полномочий, закрепленных ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и положений Главы 24 ГПК РФ), а территориальный орган Роспотребнадзора с учетом соответствующих положений части 1 ст. 47 ГПК РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» будет по своей инициативе вступать в процесс для дачи заключения по делу. В то же время приходится констатировать, что территориальные органы Роспотребнадзора применительно к сфере предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг практически не использовали такой механизм гражданско-правовой защиты прав потребителей, как обращение в суд с заявлениями о ликвидации юридических лиц либо о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей за неоднократное или грубое нарушение законных прав потребителей. Отсутствие механизма и должного контроля со стороны конкретного государственного органа влечет за собой полную разнузданность со стороны поставщиков и управляющих компаний в области повышения цен на ЖКУ, как это уже было прошедшей зимой. Таким образом, можно сделать два вывода: 1.Городская дума Тамбова должна выработать механизм контроля за повышением цен на ЖКУ и качеством этих ЖКУ, воплотив данный механизм в форму нормативного правового акта. 2.В г.Тамбове на местном уровне должен быть создан орган на общественных началах или в составе муниципальных органов, целенаправленно осуществляющий контроль и надзор за повышением цен на ЖКУ. Однако, можно констатировать что пока в нашей городской думе будет находится большинство представителей партии «Единая Россия» рассчитывать на то, что будет выработан такой действенный механизм не приходится. Единороссов устраивает такая обстановка, чтобы вновь на выборах заявить, мол, местные власти не справляются с ситуацией в области ЖКУ и только партия «Единая Россия» может исправить положение. Хочется спросить господ из партии власти, а все последнее десятилетие вы почему не замечали чаяния народа и не приняли ни одного действенного нормативного правового акта в области предоставления и оплаты ЖКУ? А разве в местных органах власти не правит большинство единороссов! Если, за последнее десятилетие единороссы не смогли справится с ситуацией, так как не хотели, то в этот раз народ вряд будет оказывать им достойное доверие. Следует отметить, что по нашему мнению пора создавать в Тамбове общественную правозащитную организацию. Мы продолжаем рубрику «Консультант»: Вопрос: Кто устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения? Ответ: В соответствие с п.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения вправе определять собственники жилых помещений или орган местного самоуправления при отсутствии решения общего собрания собственников жилого помещения. Специализированная юридическая группа «Правовая защита» оказывает консультативную помощь советам домов, инициативным группам или правлениям ТСЖ в организации общих собраний жильцов, оформлении надлежащим образом протоколов общих собраний, юридическом сопровождении деятельности ТСЖ и участии в переговорах с управляющими компаниями при заключении договоров на управление домами и представлении Ваших интересов в судах. Первая консультация указанным категориям бесплатно. Спрашивайте и ответим, поможем и защитим Ваши права. Юридическая группа «Правовая защита» находится по адресу: г.Тамбов, ул. Мичуринская, дом 2а, тел. 8-915-674-08-78, 47-28-53. Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.