Сложная арифметика: будут ли повышаться тарифы на услуги ЖКХ в Тамбове?
Одна из активно обсуждаемых тем последнего времени – рост тарифов на ряд услуг ЖКХ. Вопросы по этому поводу задает большое количество наших читателей. С чем связано повышение и как это согласуется с заявлением, которое сделали первые лица государства, которые обещали, что с 1 января тарифы не увеличатся. На этот и другие вопросы отвечает глава администрации города Тамбова Александр Бобров.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала разберемся в терминах. Во-первых, надо разделять так называемые регулируемые тарифы и нерегулируемый размер платы. Регулируемые устанавливаются путем государственного или муниципального регулирования. То есть они устанавливаются либо федеральной службой по тарифам, либо Управлением по регулированию тарифов области, либо на местном уровне — утверждаются Тамбовской городской Думой. То есть здесь есть прямое указание, каков должен быть размер платы. Нерегулируемый размер платы — это договорной размер платы, который устанавливается между хозяйствующими субъектами. Сюда относятся и вывоз твердых бытовых отходов, содержание и ремонт лифта и ряд других. Как устанавливается этот размер платы? Например, управляющая компания с жителями заключает договор управления. В нем может быть прописан не только размер платы по первой строке, но и условия ее повышения: управляющие компании и жильцы должны договариваться о размере платы, в зависимости от набора выбранных услуг. Кроме того, если жители подписали договор, где оговорено, ежегодно размер платы по первой строке индексируется на процент инфляции, то он и будет индексироваться в соответствии с этим договором. Если жильцы вводят дополнительные виды услуг (по текущему ремонту, по установке или обслуживанию общедомовых приборов учета и так далее), это, соответственно, изменяет и размер платы. Государственные и муниципальные органы власти к этому процессу не имеют отношения – вмешиваться и диктовать какие-то условия не могут, так как это договорные отношения, которые люди сам люди выбрали и подписали. Теперь давайте вернемся к платежкам тамбовчан. Тарифы на коммунальные услуги, которые относятся к регулируемым тарифам, у нас в этом году не выросли. Более того, по инициативе администрации города Тамбова Тамбовской городской Думой было принято решение о снижении инвестиционной надбавки в этом году. В результате плата за воду, водоотведение и тепло в домах, которые подключены к Тамбовский ТЭЦ, немного уменьшилась. То есть впервые мы можем сказать, что в городе с нового года тариф не только не растет, но и немного снижается. Для примера, если по холодному водоснабжению в прошлом году с надбавкой тариф составлял 14 рублей 62 копейки за кубометр, то сейчас он будет составлять 14 рублей 17 копеек. По водоотведению был 10 рублей 39 копеек за кубометр, теперь — 10 рублей 38 копеек. Надбавка на тепловую энергию за 1 гигакалорию была 38 рублей 66 копеек, теперь - 30 рублей 40 копеек. Одновременно с этим впервые комитетом по регулированию тарифов был установлен тариф на горячую воду. Как вы помните, было много вопросов по строчке «подогрев воды» в квитанции. Раньше из-за отсутствия единого утвержденного тарифа на горячее водоснабжение в квитанции печатались две строчки: «водоснабжение», по которой оплачивалась вся вода, и холодная и горячая, и «подогрев воды», где учитывалась та тепловая энергия, которая необходима для получения горячей воды. Теперь же установлен тариф на горячее водоснабжение и с нового года в большинстве многоквартирных домов тамбовчане увидят в своих платежках две понятные строчки: горячее и холодное водоснабжение. То есть графа «подогрев воды» исчезнет полностью? Такая строчка останется только в тех домах, где есть индивидуальные теплопункты, в которые поступает отдельно холодная вода и тепловая энергия, и горячая вода на нужны дома приготавливается непосредственно внутри многоквартирного дома. Тем не менее, повышение в платежках все же есть. Откуда же оно взялось? Повышение касается платы за наем: в декабре 2012 года Тамбовской городской Думой были приняты решения, согласно которым произошло увеличение базовой ставки платы за пользование жилым помещением (это касается муниципального жилья). Она выросла с 90 копеек до одного рубля. Однако сегодня по инициативе администрации города Тамбова в Тамбовскую городскую Думу направлено предложение о приостановлении данного решения и о вступлении его в силу не с 1 января, а с 1 июля 2012 года. Это же касается и таких позиций, как вывоз ТБО и содержание и ремонт лифтов и жилья, которые заложены в первой строке. Здесь так же в отношении муниципального жилья был заложен рост на 5,9 процента, то есть на индекс роста потребительских цен. Но администрация выходит на январское заседание Думы с предложением о том, чтобы увеличение было отложено. Это связано с тем, что в первом полугодии нагрузка на платежку с учетом платы за отопление очень большая, чтобы снизить ее, повышение платы попробуем перенести на летние месяцы. Это то, что касается муниципального жилья. Если же говорить о домах, где подавляющее большинство квартир приватизировано, то есть находится в собственности, то здесь, как я уже говорил, напрямую повлиять муниципалитет не может. Однако сейчас мы проводим встречи с руководством управляющих компаний, мусоровывозящей компанией «ТЭКО – сервис», на которые выходим с предложением также перенести сроки увеличения тарифа на второе полугодие. В различных средствах массовой информации появлялись сообщения, что плату за содержание и ремонт жилья планируется сразу увеличить в 3-4 раза. Это так? Сегодня в Тамбове жители практически всех многоквартирных домов заключили договор управления с управляющими компаниями и на общем собрании определили тот самый нерегулируемый размер платы, о котором говорилось выше. Однако, остается порядка 60-70 домов, где на общем собрании люди не приняли подобное решение, или вообще не выбрали управляющую компанию, или же это дома, которые полностью принадлежат муниципалитету. Для них размер платы за содержание и ремонт жилья устанавливается решением городской Думы. При этом стоит учитывать, что в принятом решении Думы оговорена целая линейка ставок тарифа в зависимости от степени благоустройства дома: есть лифт или его нет, если или нет мусоропровод и т.д. То есть в каждом конкретном случае надо смотреть, какой тариф будет применен к данному дому. А некоторые «аналитики» сравнили, взяв максимальную ставку, которая включает и плату за лифт, плату за благоустройство, за вывоз ТБО, текущий ремонт и так далее, и сравнили с тем, что сейчас люди платят в домах без лифта и прочих удобст. И на этой основе сделали вывод, что тарифы выросли с 4 до 12 рублей. Но это абсолютно неправильно и некорректно проводить такие сравнения. Во-первых, эти показатели жестко установлены только для той небольшой категории домов, о которой уже было сказано. В остальных случаях все зависит от условий договора, заключенного с управляющей компанией. Кроме того, надо учитывать, что для домов с разной степенью благоустройства установлены разные тарифы: и 4, и 5, и 6 рублей — всего 11 ставок в зависимости от степени благоустройства. Немало вопросов вызывает у тамбовчан и то, почему «плавает» плата за отопление: в одном месяце это 10 рублей, а в другом – уже 35. Отчего это происходит? Сейчас в платежных документах в строке «отопление» печатается размер платы, рассчитанный ежемесячно на метр квадратный. Он включает в себя так называемый объемный показатель. То есть, если в доме стоит общедомовой прибор учета, то расчет ведется по формуле: объем потребленной домом тепловой энергии делится на площадь всех квартир и умножается на тариф, установленный органом регулирования тарифов за 1 гигакаллорию. Так получается размер платы за 1 кв. метр. При расчете для каждой квартиры этот показатель умножается на площадь квартиры и получается окончательный расчет. Так что изменения могут произойти из-за изменения объемного показателя: в один месяц дом потребил 50 гигакалорий, в другой — всего 30. Соответственно, изменится и плата. Но меняется при этом не тариф – он остается стабильным, а объемные показатели. Для того, чтобы проще было разобраться в этих расчетах, в платежном документе с января текущего года эта графа будет называться «тариф, размер платы». Аналогичная ситуация складывается и с домами, где нет общедомовых приборов учета. Здесь изменения платы за тепло зависят от изменения количества дней в месяце: если в декабре 31 день, а в феврале 29, то и размер платы будет разным. Это все надо учитывать. Достаточно сложная арифметика. Вероятно, многим жителям придется обращаться в свою управляющую компанию или в Единый расчетный центр, чтобы разобраться. Если вести речь об управляющих компаниях, то здесь я бы хотел сделать одно замечание. Сегодня у нас в городе работает около двух десятков управляющих компаний, разного размера: от больших, обслуживающих по нескольку сотен домов, до маленьких, в чьём ведении находится меньше десятка домов. В принципе, это хорошо - есть условия для развития конкурентной среды. Однако тамбовчанам стоит быть внимательными при выборе той или иной компании и подходить к заключению договора ответственно. Дело в том, что размер управляющей компании подчас играет далеко не последнюю роль. Во-первых, у крупной компании, имеющей в своем распоряжении необходимую технику, штат специалистов, есть все возможности качественно обслуживать жилой фонд. Во-вторых, если у компании на обслуживании находится большое количество домов, то у нее есть возможность принять на работу специалистов и покрыть эксплуатационные расходы. Небольшая же управляющая компания, как правило, не только не имеет парка необходимой техники для выполнения работ, но и чисто экономически не готова работать эффективно. В Тамбове, к примеру, есть компания, которая обслуживает несколько домов, а офис снимает площадью 200 квадратных метров. С этой, прямо скажем, немаленькой площади ей надо платить такую же значительную арендную плату, кроме того, выплачивать зарплату персоналу. В итоге, доходы компании не покрывают расходы, начинают накапливаться долги перед ресурсопоставщиками: за воду, за тепло, так как все деньги уходят на обслуживание самой компании. Поставщик начинает ограничивать поставку ресурса, а страдают потребители. Поэтому надо очень внимательно подходить к вопросу выбора управляющей компании и не верить на слово, а реально оценивать: сколько компания может заработать на доме по первой строке, и при этом поинтересоваться, какая зарплата будет у директора, у бухгалтера. Безусловно, держать на один дом квалифицированного юриста, экономиста, печатать платежные документы — это затратно. И поэтому надо очень хорошо оценивать, кому вы передаете управление своим домом. Потому что может оказаться так, что управляющая компания просто будет проедать деньги потребителей и накапливать долги, а потом разорится. К сожалению, пока правовая грамотность у нас находится не на очень высоком уровне. Жители часто и на собрания не ходят, и разбираться во всех тонкостях вопроса не хотят, а потом приходят с жалобой в администрацию города и просьбой разобраться, почему так случилось, что выбранная ими управляющая компания работает неэффективно. Конечно, администрация не оставит жителей один на один со своей проблемой и будет помогать разбираться во всех вопросах. Но исправлять ситуацию всегда значительно сложнее, чем прочитать и обдуманно заключить договор управления. Поэтому я призываю горожан активно включаться в процесс управления своими домами, создавать советы многоквартирных домов. Администрация города со своей стороны будет оказывать всю необходимую поддержку. Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.